Минный (минометный) катер «МК-4» (с 07.08.1944 года “КЭМТЩ-774”, с 06.11.1954 года “ВРД-301”, с 1971 года “АКВАЛАНГ”) — рейдовый дивизионный катер тип «Я-5/М». Построен в 1942 году, на заводе № 345 Народного комиссариата судостроительной промышленности (сейчас Ярославский судостроительный завод). Проект катера разработан в заводском КБ под руководством главного инженера Л. Г. Пискунова. Корпус спроектирован полностью сварным, из листов стали толщиной 3-5 мм. Поскольку «Ярославцы», так катера в обиходе стали называть моряки, вписывались в железнодорожные габариты, их значительным преимуществом явилась возможность перевозки на железнодорожных платформах.
Водоизмещение катера в полном грузу с нормальным запасом топлива – 23,4 тонн, вес без нагрузки с топливом и командой – 19,6 тонн, длина наибольшая – 18,71 м, ширина – 3,4 м, осадка – 0,98 м. В качестве главного движителя, катер имел 4-ех тактный дизельный двигатель Челябинского тракторного завода М17 мощностью 65 л/с, при 850 об/мин, что обеспечивало скорость хода в 10 узлов. Запас топлива нормальный – 950 кг, предельный – 4000 кг, масла машинного – 50 кг. Вооружение катера состояло из минометной установки «М-8-М», с реактивными снарядами «РС», калибром 82 мм и 2-х крупнокалиберных пулеметов ДШК калибром 12,7 мм. Экипаж катера насчитывал 10 человек.
Имея малую скорость хода, катера «Ярославцы» проектировались как тральщики и катера ПВО для охраны баз и переправ; пусковые установки ставились на них вместо 37-мм зенитных автоматов. Эти малые незаметные кораблики вместе с бронекатерами, вооруженные РС, широко использовались для огневой поддержки приречных флангов сухопутных войск, при высадке десантов и выполнении многих боевых задач. В октябре 1942 года, катер № 2019 после заводских приемных испытаний вступил в строй ВМФ, и 16.11.1942 года вошел в состав Волжской военной флотилии в качестве минного катера «МК-4» 1-го отряда минных катеров.
В мае 1943 года, катер уже находился в составе организованной 4-й бригады речных кораблей (БРК) Волжской военной флотилии. «МК-4» неоднократно выполнял множество заданий командования, особенно по обеспечению противовоздушного охранения караванов судов на переходе, активно нес дозорную службу.
10 октября 1943 года, катер «МК-4» в составе 1-го отряда минных катеров включили в состав Днепровской военной флотилии. В конце октября, катера в составе 4-й бригады БРК, на железнодорожных платформах перебазировались с реки Волга на Десну. 12 декабря 1943 года прибывшие корабли были спущены на воду в районе села Пироговка, в 125 км от Чернигова, где началось развертывание Днепровской флотилии.
С декабря 1943 по март 1944 года корабли бригады перезимовали во льду, в притоке старая Десна, у с. Вибли Черниговского района. Здесь произошло переформирование экипажей катеров, произведены необходимые ремонтные работы. Так, об активной боевой службе «МК-4» служит тот факт, что в течении c мая по декабрь 1943 года, на катере были заменены четыре поврежденных гребных винта. А в формуляре катера появилась запись, что по итогам эксплуатации за 1943 года – катер прошел за 644 ходовых часа - 6320 км. К марту 1944 года все катера, в том числе и «МК-4», были готовы для выполнения боевых последующих задач. «МК-4» организационно вошел в 1-й отряд минных катеров, в составе 2-й бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии.
Бригада в полном составе сначала была развернута на реке Березина, а затем была переброшена на реку Припять. Почти все корабли флотилии были катерами, они не имели даже названий: катерам всех типов присваивались лишь номера. Но на них поднимался тот, же военно-морской флаг, под которым советский флот сражался на океанских и морских просторах. И здесь на реке Припять корабли 1-го отряда минных катеров, неоднократно выполняли свои основные задачи в содействии сухопутным войскам в наступлении и обороне при действии вдоль реки, прорывались по реке для огневых ударов по приречным объектам в глубине обороны противника, оказывали помощь войскам в высадке десантов.
Ширина Припяти редко где достигает ста метров, но и здесь минометные катера вместе с бронекатерами пригодились в качестве переправочных средств. Особенно эффективно катера действовали по выполнению задач по уничтожению переправ противника, вели огонь с закрытых позиций по заявкам армейского командования. Катер «МК-4» за 4 месяца боев, c марта по июнь 1944 года, произвел 17 реактивных стрельб по врагу, 21 раз участвовал в отражении налетов немецкой авиации. На счету экипажа, совместно с другими кораблями отряда, 2 сбитых самолета противника. Наряду с минометной поддержкой войск, катер был задействован в десантных операциях.
В начале июня 1944 года, командованием было принято решение, часть речных кораблей переоборудовать в тральщики и придать им другие функции. Выбор пал на «МК-4» и часть минных катеров 4-ой БРК. Так 16 июня 1944 года с катера в Киеве, была снята реактивная установка М-8-М. «МК-4» погрузили на железнодорожную платформу и перевезли в город Запорожье, где 15 июля 1944 года он был спущен на воду и подготовлен для перехода в Одессу. Прибыв в Одессу своим ходом, «МК-4» на заводе имени А.Марти, в начале августа, прошел переоборудование в электромагнитный катерный тральщик. На нем оборудовали открытый мостик с дублирующим штурвалом рулевого управления; на полубаке вместо демонтированной реактивной минометной установки, установили турельный пулемет, предварительно снятый с рубки. Установили тральную лебедку, приварили среднюю киповую планку и рым для крепления буксира трала, установили на транцевую доску железную полусферу. 12 августа 1944 года катер «МК-4» вступил в 1-й отряд 23-го дивизиона электромагнитных тральщиков, 3-ей бригады траления СЗИОРа Черноморского флота в качестве «КЭМТЩ-774».
Началась очередная веха в боевой деятельности катера. Катера-тральщики, имея небольшие размеры и малую осадку, привлекались к тралению внутренних рейдов, устьев рек и прибрежных районов. «КЭМТЩ-774» в основном занимался боевым тралением в районе Одессы, Констанцы, устье Дуная и в Днепро-Бугском лимане. Об интенсивности боевой работы «КЭМТЩ-774» за 1944 год, свидетельствует запись в формуляре катера: пройдено за 836 ходовых часов, на различных режимах - 5010 миль.
После ремонта, 14 апреля 1946 года «КЭМТЩ-774» вступил в состав 7-го отряда 10-го дивизиона КЭМТЩ, 3-й бригады траления, где продолжил свою тяжелую героическую работу. К 1948 году от мин был очищен Дунай. С декабря 1949 года, «КЭМТЩ-774» передан в состав бригады ОВРа, Одесской ВМБ. К 1953 году траление на Черном море было в основном завершено. Боевые будни «КЭМТЩ-774», можно проследить по судовым документам катера. В 1946 года «КЭМТЩ-774» прошел 4589 миль за 1316 ходовых часов; в 1947 году - 5830 миль за 1500 ходовых часов; в 1948 году – 14565 миль за 2480 ходовых часов и в 1949 году – 5592 мили за 932 ходовых часа. За все время боевого траления катером было уничтожено 37 мин и минных защитников.
Послужной список катерного тральщика «КЭМТЩ-774» впечатляет. Только за годы войны в качестве минного катера, а в дальнейшем катерным тральщиком, с 1942 по 1949 года – катер прошел в общей сложности больше 46 тысяч миль!
После очередного ремонта в ноябре 1954 года «КЭМТЩ-774» был переоборудован в водолазный бот, а 6 ноября катеру присвоено наименование «ВРД-301». Теперь у него появились новые функции по обеспечению водолазных и аварийно-спасательных работ, в составе АСС Краснознаменного Черноморского флота.
В 1970 году заслуженный ветеран был исключен из списков ВМФ. Но прочный корпус и грамотная эксплуатация, позволили и в дальнейшем использовать катер, теперь уже в народном хозяйстве.
В 1971 году, водолазный бот «ВРД-301» был передан Киевскому экспедиционному отряду подводно-технических работ. Функции катера не изменились, появилось лишь только новое имя на борту - «АКВАЛАНГ». Под этим именем катер проработал в бассейне и притоках Днепра до 1980 года, и по техническому освидетельствованию, после 38 лет ратного труда, был списан. Но и тогда его славный путь не закончился на разделочной базе. Благодаря тогдашнему начальнику отряда Бабенко А. Т., катер-ветеран удалось сохранить. В год 35-летия Великой Победы, было принято решение установить его на берегу Жукова острова, в качестве корабля-памятника, на территории береговой базы отряда водолазов, оставив его на балансе организации. Впоследствии на постаменте была установлена мемориальная доска с описанием исторического прошлого катера. Катер-мемориал служил весомым средством, для воспитания молодого поколения на лучших традициях героического прошлого нашей Родины.
К большому сожалению время не пощадило героический катер. На нынешний 2013 год, он находится в состоянии, когда о нем в скором времени уже будут говорить, что это кусок металлолома. Корпус ржавый, фундамент постамента разрушен и самое страшное – он оказался никому не нужен. Неужели у нас наступила эра безразличия и отрицания всего прошлого. Не верится, ведь мы все это уже проходили!
У кораблей, как у людей свои судьбы. Одни уходят в вечность не оставляя следа, а другим предстоит долгая жизнь, но уже в памятниках и монументах. Они напоминают потомкам о том времени, когда создавалась история. Катера «МК-4» типа Я-5/М, построенные в грозные годы Великой Отечественной войны, из 35 боевых единиц, до наших дней сохранились в виде памятников только 4 из них. Один находится в Новороссийске, второй в Туапсе, третий в Таганроге, а вот о катере «МК-4» практически не было ничего известно, кроме узкого круга морских историков. А он находится у нас, в городе-герое Киеве на Жукове острове.
В планах общественной организации «Киевское военно-исторического товарищество» и ряда других общественных организации, сохранить этот уникальный катер-памятник. Намечается восстановить его на заводе «Ленинская кузница» и установить на территории Парка моряков в г. Киеве.
Чудновец А.Н.
Председатель совета «Киевского военно-исторического товарищества»
Подробнее...