Капитану 1 ранга Алексею Михайловичу Школенко – 90 лет!
Таких, как он, называют рыцарями без страха и упрека. Его имя, как пароль в честную жизнь. С такими, как он, и в огонь, и в воду. С такими, как он, ходят в разведку…
Алексей Михайлович Школенко родился 29 марта 1923 года у самого синего Черного моря в Херсоне. Наверное, местом рождения и была предопределена его судьба, навсегда связавшая его с военной морской службой. Его жизнь, как легенда для нас, не видевших войны, в огненном смерче которой он стал героем.
В 1940 году, Школенко А.М. поступил в Херсонское мореходное училище, мечтал стать капитаном дальнего плаванья, но война внесла свои коррективы.
Его боевое крещение пришлось на 29 сентября 1941 года, когда фашистские «Хейнкели» торпедировали советское военно-транспортное судно «Каменец-Подольский» на пути следования из Керчи в Новороссийск, где курсант Школенко был дублером-рулевым(см. историческую справку). В неравном бою два вражеских самолета были сбиты! Но корабль был потоплен. В тот день не стало многих его товарищей, а 18-летнего Алексея подобрал спасательный катер Черноморского флота.
После госпиталя, весной 1942 года, уже закончив учебу по курсу мореходки в Махачкале, Школенко добровольцем ушел служить в Военно-Морской Флот. Участвовал в боях под Сталинградом в качестве военного радиста Волжской военной флотилии.
Весной 1943-го закончил разведывательную школу ВМФ по курсу разведчик-диверсант и уже в июне в составе группы был заброшен на оккупированную территорию дымерских лесов севернее Киева. Советскому командованию были необходимы данные о дислокации и составе вражеских войск и навигационной ситуации в бассейне Днепра для подготовки операции по освобождению столицы Украины.
Группа разведчиков пополнялась местными патриотами и сформировалась в Дымерский партизанский отряд, вошедший в объединение Ивана Хитриченко, комиссаром которого стал Алексей Михайлович Школенко. Под его руководством с июня по ноябрь 1943 года партизаны провели около 23 боевых операций, в ходе которых было уничтожено 268 гитлеровцев и их пособников, подорвано более километра железных дорог, две пушки, 11 автомашин, уничтожен речной паром, захвачено 329 единиц стрелкового оружия, выставлено около 200 мин, освобождены из плена 117 наших соотечественников.
После освобождения Киева Алексей Михайлович проходил службу в разведывательном отделе Днепровской военной флотилии, участвовал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. С частями флотилии он освобождал братскую Польшу и в мае 1945 года закончил войну в Германии. В годы войны был контужен и дважды тяжело ранен.
За проявленный героизм и мужество Алексей Михайлович Школенко награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и многими другими наградами. В послевоенное время легендарный разведчик передавал свой бесценный боевой опыт курсантам Киевского учебного отряда Днепровской флотилии.
После демобилизации в 50-х годах, закончив Киевский университет им. Т.Г.Шевченко, работал, преумножая трудовую славу Украины, и ушел на заслуженный отдых, имея 63 года трудового стажа. Он и сейчас активно участвует в ветеранском движении Украины, на протяжении многих лет возглавляя совет Киевской ветеранов Днепровской военной флотилии, является активистом Киевского военно-исторического товарищества и ряда других общественных организаций.
Поздравляя Алексея Михайловича с 90-летием, мы желаем ему крепкого здоровья, еще долгие годы оставаться в строю и низко кланяемся за подвиг, именуемый жизнью.
Историческая справка
«Каменец Подольск» (бывш. «Narew»)
Год и место постройки: 1915 г., верфь «Bartram&SonsLtd»
Тоннаж: 5071 брт
Размерения: 121,9×15,9×7,5 м
Тип и мощность двигателя: ПМ тройного расширения, 2400 л.с.
Скорость хода: 11 уз.
Пароход «Narew» строился в Сандерленде (Англия). Куплен в 1915 г. Доброфлотом прямо на стапеле. Причиной покупки стало то, что для перевозки все возрастающего потока перевозок от союзников в Россию у компании не хватало тоннажа.
Пароход переименовали в «Каменец Подольск» и эксплуатировали на линии Америка — Север России. В начале января 1917 г. «Каменец Подольск» доставил из США новые станки и машины для Ижевского и Тульского оружейных заводов. Он стоял у причала аванпорта Экономия (Архангельск), когда 13.1.1917 г. взорвался груз взрывчатки в трюмах парохода «Семен Челюскин». При взрыве «Каменец Подольск» получил большие разрушения верхних надстроек.
В конце 1917 г. Британское адмиралтейство зафрахтовало судно на длительный срок. После подписания Брестского мира британские власти задержали пароход и передали его своей комиссии «ShippingControub, подняв на нем английский флаг. После окончания войны руководство советского Добровольного флота в 1922 г. возбудило судебное дело о возвращении «Каменец Подольска».
Английский суд в апреле 1923 г. постановил вернуть его. В мае 1923 г. англичане выполнили решение суда с условием включения судна в состав создаваемого флота АРКОСа.
При ликвидации общества «Каменец Подольск» приобретен Совторгфлотом и в 1927 г. поставлен на линию Ленинград — Гамбург— Ливерпуль — порты Черного моря. В конце 1930-х гг. передан в состав ЧГМП.
Карта места гибели парохода «Каменец Подольск»
Во время Великой Отечественной войны пароход «Каменец Подольск», капитан - В. Л. Роговой, 29.8.1941г. следовал в балласте, имея на борту только команду, из Керчи в Новороссийск в охранении СКА № 033 (типа МО-4). В 15 милях к югу от Керченского полуострова (44° 49′ с.ш. 36° 06′ в.д.) в 20.45, конвой атаковали два торпедоносца Не-111Н-6 из состава I/KG.26. Одна торпеда попала в среднюю часть судна, и оно затонуло. Спасено 44 человека, погибло девять. Один Не-111 сбит огнем СКА, второй упал в воду, зацепившись за мачту тонущего ТР.
СКА № 033 (типа МО-4) шедший в охранении ТР
Подробнее...